«Черный квадрат», безусловно, одно из ярчайших произведений человечества. Хотя бы потому, что о нем так много говорят. Про него уже много написано, однако, я возьму на себя смелость высказать собственное мнение по этому предмету.
Любой здравомыслящий человек, увидев эту мазьню, недоуменно пожимает плечами. Но если он здравомыслящий, то, конечно же, задается вопросом: «Что в этом нашли люди?» Замете, - люди. Себя он как бы отстраняет от этих людей. Ответ на этот вопрос очевиден: «Раз об этом столько говорят, значит, в этом что-то есть. Нужно только разглядеть это что-то». И, в конце концов, разглядывает. Чем он хуже других?
Вторая категория людей – творческие личности, но неудачливые. На свои собственные произведения им уже не хочется тратить много времени и сил. Себя они уже считают эстетами и знатоками многих искусств. Они подолгу рассматривают произведение, скосив голову набок и поддерживая подбородок кулаком правой руки. Левой рукой они поддерживают локоть правой. Но все же их сформулированное мнение за не имением других оформленных мнений может оказаться решающим при выносе приговора. Чувст-вуя свою безнаказанность на каком то этапе они сознательно или неосознанно, из корыстных побуждений или так, из спортивного интереса, начинают пиарить или громить то или иное произведение.
Третья категория- люди с гипертрофически развитым абстрактным мышлением. Настолько гипертрофически, что многим они кажутся не от мира сего или шизофрениками. Положа руку на сердце, выражу свое мнение, что, скорее всего, так оно и есть. Но легкие формы шизофрении трудно диагностируются. Многим они кажутся гениями (или непризнанными гениями). В «черном квадрате» такие люди видят много разного, например, окно малогабаритной комнаты в которой погашен свет, а на трех двухспальных кро-ватях происходят действия группового секса с участием... (и т.д. в зависимости от фантазии человека). Мнение таких людей категорично и во многом может формировать мнение людей из первой категории, которые не имеют своего.
Четвертая категория – революционно настроенная молодежь. Для этой категории людей, только что узнавших, что они тоже сила, характерно желание применить эту самую силу. В спешном порядке формируется образ врага. Как правило, в этом образе выступает окружающий мир с его несовершенными порядками и тупыми или корыстными людьми, которые эти порядки поддерживают. Эта категория уже знает что нужно делать, чтобы мир стал лучше и не подозревает, что этого мало, что нужно знать еще и как это сделать. Под словом «Они» они понимают некое абстрактное сообщество людей, которое мешает процессу улучшения всего общества и даже не подозревают, что это слово может включать в себя их родителей, старших братьев, учителей, соседей и других хороших людей, а также то, что они сами скоро войдут в область определения этого слова для нового поколения революционно настроенных. Эту категорию людей привлекает все, что необычно, что не вписывается в рамки обыденности. Авангард и есть то, что им нужно, т.к. с одной стороны отвергает устоявшиеся стереотипы, в т.ч. классические произведения, а с другой – позволяет без особых затрат труда реализовать себя. Любую мазьню можно представить, как особое видение мира. Отсутствие грамотности можно представить, как необычный стиль изложения, а невежество – неприятием и не желанием изучения классических форм изложения (живописи, скульптуры, и пр.). «Черный квадрат» для такой категории людей это оправдательный документ, позволяющий не только скрыть свою несостоятельность, но еще и кичиться ущербным мировоззрением.
Однако следует отдать должное, что, за редким исключением, этап в котором находятся люди четвертой категории, непродолжителен и подавляющее большинство через некоторое время переходит в разряд людей первой категории. Автора этих строк тоже не минула чаша сия. Сегодня тот перид вспоминается с легким смущением и улыбкой. И, не смотря на то, что полагаю прохождение этого периода неизбежным почти для каждого (исключения всегда имеют место быть), тем не менее, считаю своим долгом в относительно мягкой форме указывать наиболее активным защитникам детсого авнгарда, что они могут быть тоже не правы. (Я не против авнагарда вообще. Но если взять известных, то все яркие представители этого течения сначала доказывали миру, что они могут творить в классическом исполнении, а уж потом - в собственном видении).
Так что же такое «ЧК»? Ничто. Абстрактная категория. Кому-то - напоминание о вечности. Для кого-то возможность повыпендриваться. Для кого-то моральное оправдание собственной несостоятельности. Для кого-то нора в которую, можно спрятаться от «непонимающего» его мира. И Малевич здесь совершенно не при чем. Автор этого "величайшего" произведения – мы. |